Как стать GDE: интервью с Евгением Мацюком и Александром Денисовым

Android Live
10 min readJun 10, 2020

--

Думаю, что многие из вас слышали про программу GDE (Google Developer Experts) — это технические эксперты и лидеры, которые являются профессионалами в своей области, авторами статей и зачастую выступают в качестве спикеров на различных мероприятиях.

В России не так много GDE: если зайти на сайт, то можно увидеть 10 экспертов из России по различным направлениям, от Firebase до Payments.

Совсем недавно к списку GDE присоединились Евгений Мацюк и Александр Денисов. Евгений стал экспертом по Android, а Александр по Flutter.

Соответственно, у них есть наиболее свежая и полная информация о всем, что связано с GDE. Подписчики Telegram-канала AndroidLive задали интересующие их вопросы, связанные с GDE и его получением.

Расскажите о себе: кто вы? Чем занимаетесь? Какой опыт? Где работаете?

Александр: Я — Lead Software Engineer в EPAM Systems. Сейчас Сo-Head Flutter компетенции на уровне компании. В разработке больше 15 лет, писал на C++, .NET, Java в куче разных областей, таких как энергетика, финансы, телеком и др. Познакомившись с Flutter на Google I/O 2018, начал писать на Dart. Последние пару лет работаю в EPAM, где принимал непосредственное участие в создании Flutter компетенции.

Лет пять назад организовал комьюнити GDG в Нижнем Новгороде, год назад перебрался в Москву. Кроме работы трачу кучу времени на комьюнити движ. Организовываю митапы и конференции, выступаю с докладами и воркшопами, ведущий в подкастах Mobile People Talks и Flutter Dev Podcast. Веду Telegram канал про все события касающиеся Flutter на русском языке @FlutterRussia.

Евгений: Я — software expert в Лаборатории Касперского. На данный момент являюсь архитектором инфраструктуры автотестирования всей компании. Как-нибудь обязательно расскажу на каком-нибудь докладе про всю эту штуку.
Опыт в разработке уже точно больше 10 лет. Конкретно в Android — 8 лет.

Перейдем сразу к вопросам про GDE.

Какой экспертизой нужно обладать в своей области, чтобы стать в ней GDE? Какие базовые знания помогли вам получить статус?

Александр: Как минимум нужно обладать большим опытом в той технологии на которую подаешься, а это значит что нужно с этой технологией работать full-time. Не то чтобы совсем невозможно набрать много опыта, разгребая технологию в свободное время, но думаю этого опыта будет недостаточно для того чтобы стать экспертом. Кроме экспертизы в определенной технологии, нужно иметь навыки публичных выступлений, менторинга, написания статей. И, конечно, английский. Причем не обязательно иметь идеальный английский с идеальным произношением, но нужно уметь свободно выражать свои мысли, чтобы иметь возможность на английском выступать.

Евгений: Ну вот просто взгляните еще раз на цифру — 8 лет. Я не говорю, что каждый должен минимум такое же количество лет «отпахать на галере», чтобы получить GDE, но опыт действительно должен быть большим и обширным. В разработке я пощупал, мне кажется, вообще все, что только можно было. Единственное, может, в кресты (С++) я не погружался, так как в детстве они оставили во мне мне «глубокую душевную рану», и я их как-то всегда старался избегать.
Кроме того уже лет 5, как я занимаюсь публичной деятельностью. Это многочисленные статьи и выступления.
Наверное, GDE я мог вполне получать и года два назад, но мой английский был крайне слабым. Вот два года уже и английским занимаюсь, есть даже выступления на нем.

Сколько лет вы шли к получению статуса?

Александр: Я узнал о программе GDE в 2016-м году, то есть получается я шел к статусу 4 года. Но за эти 4 года мое отношение к программе изменилось. Если в 2016 я думал о том, что программа может дать мне, то сейчас я думаю как я могу помочь community, и для этого на самом деле совсем не нужен статус. Нужно просто делать, и вот тогда статус приходит сам.

Евгений: Я бы не сказал, что прямо задавался целью получить GDE, и уверенно к тому шел. Скорее это логически вытекало из того, что я делал для community. Предлагать попробоваться на GDE стали, по-моему, в году 2018. Но решил податься я только в самом конце 2019 года.

Сколько примерно суммарного времени понадобилось для получения статуса? Например, по часу каждый день или по 2 часа каждые выходные.

Александр: Если говорить о подготовке к интервью, то специально я не готовился совсем, так как полагал что если я достоин статуса, то смогу пройти и без подготовки. Но для того чтобы на интервью попасть, нужно сделать очень много. Как я уже говорил выше — выступления, статьи, воркшопы и прочее. Но опять же, я делал это не ради статуса, а потому что мне это нравится.

Евгений: Суммарно, я наверное, потратил до 8 часов на быстрое освежение знаний по Андроиду, подготовку небольшого устного эссе о себе и о том, чем сейчас занимаюсь, на английском. Я читал, что везде могут по-разному спрашивать, и где-то прям встречаются серьезные технические интервью.

Как получить GDE? Этапы интервью, тестирования.

Александр: Никакого тестирования нет. Можно сказать что есть 4 этапа.

Первый этап — это выдвижение. Надо чтобы тебе предложил попробовать пройти интервью на статус GDE либо российский DevRel из Google или другой GDE по этой технологии (из любого региона). Во втором случае добавляется еще ознакомительная беседа с DevRel, в первом случае она не нужна, так как DevRel сам с тобой связался.

Второй этап — это заполнение анкеты, по которой будет понятен impact кандидата на сообщество. Туда заносятся публичные выступления, статьи, вклад в opensource, ответы на stackoverflow — вообщем все публичные активности. Потом анкета проходит скрининг в Google, в команде которая занимается технологией на которую подаешься, и если решение положительное, кандидат приглашается на интервью.

Третий этап — комьюнити интервью. Это интервью с другим GDE по той же технологии что и у кандидата, но из другого региона, я например не был знаком со своим интервьюером раньше, хотя лично знаю достаточно много Flutter GDE.

И, наконец, заключительный и самый важный этап — интервью с гуглером. Это интервью проходит с кем то из команды, которая занимается технологией кандидата, после которого принимается окончательное решение. Меня, например, интервьюировал Эндрю Фитц-Гиббон, Flutter Developer Advocate. Я думаю что все его прекрасно знают по видео из канала Flutter in Focus.

Евгений: Весь процесс состоит из трех частей.

Первая — это выдвижение кандидатуры на соискание статуса от другого GDE, ознакомительная беседа с русским DevRel из Google и, наконец, самое муторное — заполнение анкеты. В этой анкете нужно расписать вообще всю свою активность в качестве Android-разработчика. И один из ключевых моментов — подсчет количества разработчиков, на которых ты повлиял (impact) своими докладами, статьями и общественной деятельностью. Иными словами, надо точно указать, сколько раз посмотрели твои видео и прочитали статьи. У меня в итоге получилось почти 800 тысяч просмотров статей и видео для русскоязычной и англоязычной аудиторий. Думаю, это произвело впечатление на людей, которые принимали финальное решение по поводу моей кандидатуры:)

Второй этап — это интервью с другим GDE, ну и третий — опять же собеседование с одним из ведущих экспертов Google в твоей области. Эти интервью могут быть абсолютно разными. В моем случае говорили в основном о полученном опыте, влиянии на сообщество и сфере интересов. Поэтому все так или иначе свелось к моей любимой теме — автотестам.

Что было самым сложным в процессе? Было ли желание бросить эту затею?

Александр: Самое сложное это ожидание. Когда уже вроде бы все позади, и ты прошел все интервью и просто ждешь ответа. И ты вроде бы уверен, что ответил на все вопросы, и в целом показал себя хорошо, но мало ли.

Евгений: Как уже упоминал — это заполнение анкеты. Пришлось поднимать все архивы.
Второй момент — это ожидание последнего интервью. В конце января я прошел второй этап, и по идее в течении недели-двух должно было бы состояться и интервью с гуглером. Но он не ответил на три моих письма. Я пытался заходить сбоку (через русский офис Гугла, знакомых, кто знает данного гуглера), тоже безуспешно. Потом наступил март, пришла пандемия, и я мысленно уже отложил весь этот процесс до конца года минимум.
Но в конце марта со мной связались люди из Google, кто ответственен за весь процесс GDE. Я им рассказал, что и как, и буквально через пару дней мы уже забили встречу в календарь с моим ненаглядным интервьюером =) В середине апреля поболтали, а уже через неделю пришел окончательный ответ, что я принят.

Сложно ли обычному разработчику стать GDE? Есть ли возможности для такого роста в России и нужны ли для этого публичные выступления?

Александр: Не важно, в России ты или в Европе, это глобальная программа и возможность есть всегда. Выступления, конечно, обязательно нужны, так как это, наверное, самая большая возможность делится своей экспертизой с комьюнити. Большая проблема для России как региона — выступления на английском, не очень много спикеров готовы выступать на английском, а отсутствие таких выступлений будет препятствием. А так разницы нет, насколько я знаю, подход ко всем кандидатам абсолютно одинаковый, независимо от региона.

Евгений: Я считаю, что GDE — это не сама цель. Все эти вещи должны логически вытекать из вашей деятельности, ваших более глобальных целей, и быть просто очередной ступенькой.
Если у вас большой опыт в разработке в конкретной области, и вы активно делитесь этими знаниями с комьюнити, то у вас есть все шансы стать GDE. Публичные выступления для этого, конечно же, просто обязательны.
По поводу получения GDE в России. Я слышал, что в России это сделать проще, потому что, вроде как, мы отдельный регион и конкуренция у нас ниже, нежели в Европе. Но это вообще не значит, что качество инженеров в России и русскоязычных странах ниже, чем в Европе, например. Я очень часто слышу от ребят, которые переехали в ту же Европу, что в России инженеры в среднем посильнее и «похардкорнее», и российские команды более мощные.

Какие «плюшки» дает GDE?

Александр: Самая большая плюшка — это присоединение к комьюнити GDE, и возможность общаться с экспертами по всему миру. Кроме того, возможность повлиять на развитие твоей технологии через фидбеки напрямую в команду, которая занимается продуктом. Ну еще Google может оплачивать трансфер и проживание, если эксперт приглашен выступить на мероприятии в другой город или страну, но в текущее время это совершенно неактуально. И, как вишенка на торте, посещение Google I/O и GDE Summit, надеюсь, что в следующем году они состоятся.

Самая большая плюшка, это присоединение к комьюнити GDE, и возможность общаться с экспертами по всему миру.

Евгений: Посещение I/O и GDE Summit. Но самое главное, это большое community GDE-шников и возможность влиять и быть ближе к продуктам Гугла с точки зрения разработчика. Также Google может проспонсировать какие-то ваши мероприятия.

Что вам дает GDE кроме статуса и личного бренда?

Александр: На самом деле, как правило, GDE становятся люди с уже сформированным личным брэндом, поэтому это скорее просто подтверждение того, что ты уже итак добился.

Евгений: Как я уже упоминал выше, для меня GDE — это большое комьюнити таких же «больных» по-хорошему какой-то технологией людей, которые всегда довольно открыты (я, правда, еще не проверял).

Для меня GDE — это большое комьюнити таких же «больных» по-хорошему какой-то технологией людей, которые всегда довольно открыты.

Получаете ли вы некоторые инсайты насчет новых инструментов от Google?

Александр: Я еще не получал, но поскольку NDA подписан, вполне возможно что они будут, но опять же, поскольку NDA подписан, даже получив их, сразу поделится ими не получится, к сожалению.

Евгений: По идее вполне можем, даже NDA подписываем поэтому. Но я пока ничего нового не узнал =(

Нужно ли GDE статус защищать чтобы оставаться GDE или он дается 1 раз и до бесконечности?

Александр: Раз в год происходит ревью. GDE не может не делать ничего, если GDE ничего не делает, то он может лишится статуса.

Евгений: Раз в год происходит срез вашей активности и вот этого всего. Если вы ничего не делали, то, увы, вы лишаетесь звания GDE.

Как считаете, легче ли стать экспертом в более новой области? Например, нативное программирование под Android существует гораздо больше, чем программирование под Flutter.

Александр: Думаю, что область не сильно принципиальна, главное чтобы это была ваша область. Сложно стать экспертом в области которая не по душе, и в технологии с которой не работаешь. Если технология нравится и нравится копаться в ней, делится с комьюнити тем что накопал, то рано или поздно человек станет экспертом в ней. Ну и к тому же, можно быть экспертом сразу в нескольких технологиях. Я, например, эксперт в Flutter и Dart, но ничто не мешает быть экспертом например в Flutter и Android одновременно, если есть экспертиза и «импакт».

Евгений: Я могу так сказать. Легче стать экспертом в той области, которая вам нравится, в изучении которой вы видите смысл, и на которую вы тратите свое рабочее время. Если вы пишете приложения под Android, а в свободное время хотите стать экспертов во Flutter, то безусловно вам будет тяжело. Лично я всегда старался совмещать то, что интересно, и то, что нужно на работе. Схватываешь максимальное количество плюсов.

GDE — это цель, к которой надо стремиться, или просто побочный эффект активности в сообществе?

Александр: Все зависит от человека и его целей. Но если твоя цель стать GDE, то без активности в сообществе все равно далеко не уедешь.

Евгений: Уже звучал подобный вопрос. Получение GDE скорее должно вытекать из вашей активности/экспертности, нежели это должно быть прям цель. Но это мое мнение, оно субъективное =)

Слышал, что вам как GDE необходимо проявлять активность в сообществе. Какие виды активности «считаются»?

Александр: Статьи, доклады, воркшопы, вклад в opensource, ответы на stackoverflow, видеоуроки, подкасты. В моем случае все то, что я итак делал, до получения GDE.

Евгений: Статьи, доклады, воркшопы, да что угодно, лишь бы людям польза была =)

Повысили ли зарплату на работе после получения статуса? И была ли вообще какая-то реакция от начальства на работе? Что изменилось после получения статуса GDE в вашей карьере?

Александр: Ахаха)) Это я над поднятие зарплаты)) Не думаю что где то поднимают зарплаты за нерабочие активности. Но я полагаю что в случае очередного промоушена, получение GDE можно представить как одно из достижений. Зарплату повышают все-таки за результаты, а не за ачивки. Тем не менее, если статус получен, то значит скорее всего, человеку есть за что получать регулярные повышения, не зависимо от статуса.

Евгений: Мой любимый вопрос =) И на него я, конечно же, не отвечу.
А если серьезно, то все порадовались за меня, подняли чарочку горилки по Зуму, и прислали мой любимый стикер с украинским флагом.
Ладно, если прям вот серьезно. Все зависит от того, как вы сами продадите это звание. Продавать себя — это тоже искусство. Цените себя и помните, что вы классный чувак, и если сегодня не получилось, то встанете завтра в 5 утра, и все заведется.
Ребят, спасибо большое за вопросы. Всем счастья, любви, здоровья!

Огромное спасибо ребятам за детальные ответы! Если вы хотите больше узнать о разработке под Android, а также участвовать в подобных интервью, то подписывайтесь на канал AndroidLive.

Telegram Евгения Мацюка.

Подписывайтесь на новости Avokado Project.

Twitter Александра Денисова.

Канал Flutter Russia, подкаст Mobile People Talks, подкаст Flutter Dev Podcast и сообщество GDG Moscow.

--

--

Android Live

Самые свежие новости, новинки и тренды Android от практикующего разработчика.